В настоящее время термин педагогическая технология широко обсуждается в области педагогики. Но, к сожалению, недостаточная компетентность в этом вопросе практиков образования приводит к тому, что «педагогической технологией» называют и достаточно известные методики и приёмы обучения.

Что такое педагогическая технология? Педагогическая технология — это образовательная технология? Или может быть это два разных термина? Постараемся разобраться в этих вопросах в нашей лекции.

Термин «технология» имеет латинские корни и переводится как «наука об искусстве» (texno — искусство, мастерство; logos — слово, учение, знание) и означает путь гарантированного получения определенного продукта с заданными свойствами. То есть, как указано в толковом словаре, «Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве».

Что такое педагогическая технология?

Перед тем как давать определение термину «педагогическая технология», хотелось бы уточнить, что большинство педагогических технологий имеют одного или нескольких авторов. И не совсем корректно звучат утверждения о том, что тот или иной учитель работает по своей собственной технологии. Скорее, в данном случае речь может идти о собственных приемах или методических находках.

Существует множество определений понятия «педагогическая технология»: за последнее десятилетие их насчитывают более 300. Тем не менее в них отмечается, что предмет педагогической технологии – это область знания, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащихся в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Поэтому педагогическая технология не может применяться отдельными элементами, это целостный процесс. Педагогическая технология даёт гарантированное достижение поставленных целей.

Педагогическую технологию характеризуют два принципиальных момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего образовательного процесса.

Понятие «педагогическая технология» также рассматривается в трех аспектах:

  • научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
  • процессуальном – как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
  • деятельностном – осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

Педагогическая или образовательная технология?

Понятия «образовательная» и «педагогическая» технологии в значительной степени различаются друг от друга.

С одной стороны, понятие «образовательная технология» (технология в сфере образования) представляется несколько шире, чем понятие «педагогическая технология» (относящаяся к сфере педагогики), так как образование включает, кроме педагогических, ещё разнообразные социальные, социально-политические, управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические, экономические и другие смежные аспекты. С другой стороны, педагогика традиционно охватывает и обучение, и воспитание, и развитие, составляющие образование человека.

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко).

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Педагогическая и образовательная технологии различаются по предмету и способам воздействия на него: педагогическая – воздействие человека на человека, образовательная представляет собой воздействие человека на самого себя, его преобразование самого себя.

Различие педагогической и образовательной технологий основано на различии обучения и образования. Обучение предполагает внешнее воздействие на учащегося, образование – внутренний процесс усвоения учащимся поступающих извне знаний и информации.

Причины возникновения технологий

Среди основных причин возникновения новых современных педагогических технологий можно выделить следующие:

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно-деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Использованные интернет-ресурсы:

  • https://helpiks.org/9-8147.html
  • https://gigabaza.ru/doc/20683.html
  • https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2011/11/04/sovremennye-pedagogicheskie-tekhnologii
Педагогическая (образовательная) технология

Комментарии:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest