Структура урока ознакомление с новым материалом по ФГОС

Тип урока ознакомление с новым материалом встречается в практике учителей редко, но тем не менее он существует. Такие уроки бывают, например, когда дети приходят с летних каникул. Мы не спрашиваем у них домашнее задание, мы переходим на новую тему.

Основная дидактическая цель урока ознакомление с новым материалом

Изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок

Вид учебных занятий

Лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

Этапы урока ознакомление с новым материалом по ФГОС

  • Первый этап. Организационный этап

Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Психологический настрой проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы учащиеся поняли, что им рады, их ждали.

  • Второй этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Это обязательный этап урока по ФГОС. На данном этапе учителю необходимо создать проблемную ситуацию так, чтобы учащиеся сами назвали цель урока, а так же саму тему. Результативность учебно-воспитательного процесса, состояние познавательной активности зависят от осознанности учеником цели деятельности. Как отмечал Д.Г.Лейтес, эта цель не может возникнуть у ученика автоматически, как прозвенит звонок, она должна быть выращена и осознана учеником с помощью учителя. В этом случае деятельность учителя должна быть направлена на создание условий для формирования активного целеполагания на уроке.

Практические приемы: опорные схемы, диалог, мозговой штурм, мозговая атака, постановка проблемных вопросов, игровые моменты, раскрытие практической значимости темы, использование музыки и других эстетических средств.

  • Третий этап. Актуализация. Первичное усвоение новых знаний

«Актуализация – это не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение часто в новой ситуации и стимулирования познавательной активности, учащихся и контроль учителя», – писал педагог-теортик М.И. Махмутов.

На данном этапе урока необходимо актуализировать знания учащихся, необходимые для изучения новой темы, то есть создать условия для осознания блока новой учебной информации. Задачи этапа – дать учащимся конкретные представления об основной теме изучаемого материала и беспечить правильную организацию восприятия, понимания и воспроизведения текста.

Приемы работы: самостоятельное чтение, слушание, беседа после слушания или прочтения, выявление первичного восприятия.

  • Четвёртый этап. Первичная проверка понимания

Цель этапа: усвоение учащимися новых знаний и способов действий.

Задачи этапа:
– учить осознавать и осмысливать факты и основные идеи изучаемого материала;
– учить осваивать методы исследования изучаемого материала;
– учить систематизировать знания и умения учащихся и применять их на практике;
– овладеть методикой воспроизведения полученных знаний.

Приемы: исследовательский, эвристический, диалогический, алгоритмический, стимулирующий, побуждающий, поисковый.

Прием проверки понимания знаний начинается с воспроизведения и осознания факта, явления, события, правила. Затем логические операции сравнения, сопоставления, аналогии, объяснения ведут к пониманию и осмыслению сущности новых знаний. Обобщение отдельных свойств, признаков, черт дает возможность систематизации знаний.

  • Пятый этап. Первичное закрепление

Цель этапа: формирование умений осмысливать, воссоздавать, воспроизводитьи т.д. и т.п.

Задачи этапа:
– закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы;
– работать над развитием творческих способностей и исследовательских умений;
– создать условия для воспитания в обучающимся уверенности в себе, пробудить в нем фантазию, укрепить творческую свободу.

  • Шестой этап. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель этапа: расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке.

Задачи этапа:
– разъяснить учащимся методику выполнения домашнего задания;
– обобщить и систематизировать знания;
– способствовать применению знаний, умений, навыков в разных условиях;
– применить дифференцированный подход.

Домашние задания могут быть: устными или письменными; обычными или программированными; долгосрочными или краткосрочными; требовать от учащихся различных усилий мысли ( репродуктивные, конструктивные, творческие).

  • Седьмой этап. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Рефлексия – самоанализ и самооценка своей деятельности. Если говорить о рефлексии как этапе урока, то это оценивание своего состояния, эмоций, результатов своей деятельности на занятии.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Использованные источники

  • Конаржевский Ю.А. Анализ урока / Ю.А. Конаржевский. – Изд-во «Центр «Педагогический поиск», 2013. – 240 с.
  • Лейтес Н.С. Способность и одаренность в детские годы. – М.,1984.
  • Опыт учителей ГБОУ СОШ №1056.
  • Чуракова Р.Г. Анализ урока в начальной школе / Р.Г. Чуракова. – 2-е изд. – М.: Академкнига/Учебник, 2013. – 120 с.

Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок

Похожие записи

Комментарии:

Добавить комментарий