Сопоставление традиционного и современного урока иностранного языка (в контексте реализации ФГОС второго поколения)
«Мы не учим их, мы создаем условия, в которых они учатся»
С.Паперт (педагог и психолог Южной Африки)
Когда мы говорим о требованиях ФГОС к уроку иностранного языка, мы сталкиваемся с терминами современный урок и традиционный урок. Чем отличаются современный урок иностранного языка от традиционного? На что теперь делать акцент во время проведения уроков иностранного языка? Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку.
Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок
Сравним традиционный и современный урок
Не будем писать термины и определения, перейдем сразу к примерам.
Рассмотрим традиционный урок иностранного языка. Заходит учитель, здоровается с обучающимися, которые хором приветствуют учителя в ответ. Далее учитель проводит фонетическую зарядку, речевую разминку и проверяет домашнее задание. После сообщает тему урока и так далее… Учитель по шагам определяет и контролирует деятельность учеников в течение всего урока.
Таким образом, учителю в традиционном уроке отводится ведущая роль. Именно учитель контролирует и определяет практическую деятельность урока. Домашнее задание, как правило, задается одно на всех.
Рассмотрим этап «Постановка цели занятия». В традиционном уроке учитель сообщает САМ цель и задачи урока обучающимся.
По ФГОС на данном этапе САМИ обучающиеся должны назвать тему урока, а учитель только подвести к теме (показать видеоролик, картинки, собрать пазл, выполнить задание и т.д. и т.п.)
Примечание: Предлагаем ознакомиться с электронными и печатными книгами по образовательным технологиям новых стандартов по ссылке.
Что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения?
- Тему, цели и задачи урока формулирует не учитель, а сами УЧАЩИЕСЯ;
- Практическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального метода;
- Контроль в форме самоконтроля и взаимоконтроля УЧАЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно;
- Оценка в виде самооценки и взаимооценивании;
- В конце урока обязательно рефлексия (осознание своей деятельности) — УЧАЩИЕСЯ самостоятельно выбирают домашнее задание из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей, т.е учитывается дифференцированный подход.
Идеальным уроком иностранного языка считается тот, на котором учитель только лишь направляет обучающихся, дает рекомендации в течение урока. В соответствии с этим учащиеся должны ощущать, что они преподают урок сами.
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Техника проведения урока по ФГОС
Перечислим несколько самых важных на наш взгляд алгоритмов проведения современного урока иностранного языка по ФГОС:
- урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
- учитель должен обеспечить дифференцированный подход к каждому обучающемуся.
- по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения (Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности — ориентировочная норма 7-10 минут).
Методы, которые применяются на уроках иностранного языка
- метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
- активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, обобщения, воображения, самооценки и взаимооценки).
Таким образом, урок иностранного языка в условиях новых ФГОС стал гибким, разнообразным по методам преподавания, насыщенным по использованию новых технических средств. Проектирование качественно нового урока должно отвечать запросам общества, которое предъявляет новые требования к уровню владения иностранным языком. Иностранный язык теперь рассматривается как способ познания окружающего мира и способ саморазвития. Преимущество иностранного языка перед другими школьными предметами заключается в том, что в целях обучения иностранному языку уже заложен личностно-деятельный подход. Как только учитель поймет, что его главной задачей является научить ребенка общаться на иностранном языке, он сможет создать такие условия, в которых дети начнут действовать, а не выполнять набор упражнений.
Плюсы и минусы современного урока
Уважаемые читатели! А что вы думаете о современном уроке? Какие вы видите плюсы и минусы в современном уроке? Очень рады будем любым вашим комментариям в конце данной статьи.
Использованные источники
- Дусавицкий, А. К. Урок в развивающем обучении [Текст]: книга для учителя / А. К. Дусавицкий, Е. М. Кондратюк, И. Н. Толмачева, З. И. Шилкунов. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008
- Камалетдинова, Г. Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС [Электронный ресурс] / Г. Камалетдинова / http://pedsovet.su/fgos/6360_struktura_uroka_po_fgos
- Сафонова, В. П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В. П. Сафонова. – М. : Учитель, 2011.
- Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС [Электронный ресурс] / Метод пресс центр; olga 20152126. М.-Пресс-центр, 2012.- Режим доступа: http: //metodpresscentr.ru свободный. – Загл. с экрана. -Яз. рус.
- ФГОС ООО от 17 декабря 2010г. № 1897; ФГОС НОО от 22 декабря 2009г. № 375
- Логинова, О.Б. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: Логинова О.Б. /Методическое пособие – М.: Просвещение, 2010.
Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок
Комментарии: