Визуализация на уроках иностранного языка
Без сомнения, каждый учитель хочет, чтобы каждый его урок был интересен и увлекателен. Если урок сможет заинтересовать учеников, тогда он современен в самом широком смысле этого слова. Чтобы заинтересовать ученика, побудить в нём интерес к изучению предмета, необходимо прибегнуть к интересным, творческим, современным методам обучения. Не стоит учителю забывать и про требования к реализации, т.к. одним из принципов стандарта является индивидуальный подход в обучении, и особенность восприятия материала у каждого ученика.
Таким образом, использование визуального материала является важным аспектом в построении урока, так как фотография или рисунок – это прежде всего носитель полезной и интересной информации на современных уроках, в том числе и уроках иностранного языка.
Психологи считают, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и/или кинестетик. Поэтому, вполне закономерно активировалось внедрение сервисов для создания и представления графической информации в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы образования: видео, изображений, презентаций, слайдшоу.
Визуализация (лат. visualis – зрительный) — представление информации в наглядном виде.
Какие основные компетенции формируются методом визуализации?
По Хуторскому А.В., все ключевые компетенции предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять информацию, эффективно работать в команде, быть готовым к постоянному самосовершенствованию. Визуализация создает наиболее благоприятные условия для их формирования.
На уроке иностранного языка применим широкий спектр видов визуализации: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры. Качественному зрительному восприятию помогает технически оснащенный кабинет иностранного языка, в котором обязательно должен присутствовать компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, мультимедийное сопровождение и доступ в сеть Интернет.
Визуализацию можно использовать на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; при повторении; при закреплении; при контроле и систематизации; при обобщении; при выполнении домашних заданий, заучивании наизусть; при работе с текстом произведения; при самостоятельной работе и т.д.
Сервисы визуализации Веб 2.0
К сервисам визуализации Веб 2.0 по нашей классификации можно отнести следующие:
- Диаграммы
- Графики
- Ментальные карты
- Облака слов
Так как наш курс рассчитан на учителей иностранного языка, учиться составлять диаграммы и графики будет неуместно, а вот ментальные карты и облака слов вполне нам могут пригодиться для разработки современного интерактивного урока.
Ментальные карты
Ментальные карты – это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной формы записи. Её можно применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.д. Это не традиционный, но естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Mindmapping – метод ментальных карт (интеллект-карт) позволяет значительно улучшить интеллектуальную функцию собственного мозга путем перехода с линейного представления информации к радиальному.
Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме.
Их можно использовать, чтобы «застенографировать» те мысли и идеи, которые проносятся в голове, когда вы размышляете над какой-либо задачей.
И наоборот, ментальные карты позволяют так оформить информацию, что мозг легко ее воспримет, ибо информация записана на «языке мозга».
Конечно, наш мозг можно заставить думать неестественным для него образом (в виде таблиц, списков, обычного текста и т.д.), тогда процесс мышления будет лучше отображаться именно в виде таблиц, списков, текста.
Но если нашему мозгу позволить думать на естественном для него языке, то именно ментальные карты будут наиболее подходящим и точным инструментом, отражающим то, что происходит в нашей голове.
Концепцию ментальных карт впервые ввел Тони Бьюзен (Tony Buzan), когда, будучи студентом, искал способы заставить свой мозг работать более эффективно. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления.
Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное – это процесс получения нового знания.
Идея базируется на том известном факте, что левое и правое полушария нашего мозга работают по – разному.
Бьюзен предложил действовать следующим образом:
- Вместо линейной записи использовать радиальную. Это значит, что главная тема, на которой будет сфокусировано наше внимание, помещается в центре листа. То есть действительно в фокусе внимания.
- Записывать не всё подряд, а только ключевые слова. В качестве ключевых слов выбираются наиболее характерные, яркие, запоминаемые, «говорящие» слова.
- Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной темы. Связи (ветки) должны быть скорее ассоциативными, чем иерархическими.
Ассоциации, которые, как известно, очень способствуют запоминанию, могут подкрепляться символическими рисунками. Ментальные карты помогают синхронизировать разные способы обработки информации.
Карты знаний хорошо «работают» на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.
Очень удобно их составлять и ими пользоваться. Сначала мы со своими учениками при построении Ментальных карт пользовались только карандашом и бумагой. Но прогресс не стоит на месте, и с развитием информационно-коммуникационных технологий появляется все больше возможностей организовывать данный вид работы. Следующим этапом после карандаша и бумаги были различные компьютерные приложения для создания интеллект-карт (такие как MS Paint, MS Word, MS PowerPoint, SmartNotebook). А теперь, с активным внедрением технологий Web 2.0, появилась возможность создавать их на совершенно новом уровне с гораздо большей эффективностью.
Существует множество различных онлайн-сервисов по созданию ментальных карт, но на наш взгляд, одним из лучших, на данный момент, является сервис Mindomo, который позволяет коллективно работать с ними в режиме онлайн.
Подробнее: Инструкция по работе с сервисом Mindomo по созданию ментальных карт.
Облака слов
Эти онлайн-инструменты обработки текстов очень удобны и особенно полезны визуалам. В то же время они развивают ассоциативное мышление. Суть их работы заключается в следующем: вы вставляете текст или ссылку на страницу с текстом, лексику которого хотите запомнить в специальное окно, нажимаете кнопку и получаете фигурки, напоминающие облака из слов. При этом наиболее частотные слова выделяются крупным шрифтом, обозначая семантическое ядро, то есть самые важные для текста понятия.
Большинство таких онлайн-программ работают как с отдельными предложениями и текстами, так и с целыми документами и ссылками на веб-страницы. Обычно у полученного изображения можно менять цвет фона, тип и оттенок шрифта. В некоторых вариантах вы можете даже вручную убирать или добавлять слова, после того как облако сгенерировано.
Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить на стену. Яркие картинки будут привлекать ваше внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, вы можете составлять и распечатывать словесные изображения, когда готовите пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.
Можно найти множество применений этим сервисам и тому, что они производят. Самое главное их достоинство: они показывают, как запоминать английские слова без зубрёжки.
Подробнее: Инструкция для создания облака слов.
Использованная литература и источники
1. Электронный научный журнал “Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании”, Статья “Использование сервисов Web 2.0 для составления ментальных карт” от 02 (17) март-апрель 2012.
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии обучения и теории педагогики. РАО23.
Комментарии: