Алгоритм создания проектов

“Проекты отличаются от других видов работ благодаря временности и уникальности созданного продукта”. Четкие временные рамки и вполне осязаемый результат (продукт) – это главные признаки проекта как такового.

Проектная деятельность – это метод, который

  • раскрепощает ребёнка,
  • повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,
  • способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи. Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Наша задача не потерять юного исследователя, а помогать ему развиваться и на последующих стадиях обучения (основное и старшее звено). Так как опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

Перед созданием проекта необходимо руководствоваться чёткому алгоритму:

1. Тема проекта

Работа над проектом начинается с выбора темы. Здесь возможны варианты: либо учитель предлагает тему и находит детей, которым это интересно, либо ученик, интересующийся каким-то вопросом, начинает консультироваться с педагогом и фактически избирает его руководителем своего проекта. В обоих случаях возникает ситуация сотрудничества, обусловленная высоким уровнем мотивации учащихся. В этот период очень важным моментом является бережное отношение куратора к ведомому. Формулировка концепций, выдвижение гипотез – это должно быть прерогативой разработчика проекта. Неосторожное навязывание идей педагогом может остудить желание учащегося самому разобраться в интересном для него вопросе.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов (УМК) или близких к ним областей. На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идёт ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами. Осуществляется поиск идей, которые помогут решить проблему, лежащую в основе проекта.

2. Постановка проблемы

  • Почему я выбрал эту тему?
  • Для чего я это делаю?
  • Зачем я это делаю?

Четкая формулировка проблемы (или нескольких проблем). Определить причины существования данной проблемы. Проблема заключается в наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). Почему возникла необходимость в выполнении проекта? Почему решение данной проблемы приоритетная задача? Какие источники информации свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?

3. Цель

  • Что я хочу получить в результате работы над проектом? (Желаемый результат деятельности.)
  • Узнать…
  • Создать…
  • Сочинить…
  • Систематизировать…
  • Составить….
  • Изготовить…
  • Познакомить…
  • Научиться…
  • Найти объяснение
  • Организовать…

4. Задачи

  • Что я буду делать  для достижения цели?

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта.
Задачи – конкретизируют цель и дают представление о том, в каких направлениях должно идти проектирование. Задачи – это шаги по достижению цели, в соответствии с определенной целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы.

  • Собрать информацию…
  • Обобщить….
  • Проанализировать….
  • Вспомнить…
  • Узнать…
  • Составить….

5. Ресурсы

  • Что у меня уже есть для создания проекта?
  • Чего пока нет, но нужно чтобы было?

Установить наличие имеющихся ресурсов и определить недостающие ресурсы. (Что уже есть для выполнения предстоящей работы – информация, умения. Чего пока нет, но нужно иметь: найти информацию, научиться делать.)

6. Составление планирования

Составить график выполнения всех пунктов плана. Оформить график в виде таблицы. В рабочих группах обсудить план предстоящей работы, где определяются пути поиска необходимой информации. Принять решение: в какой форме будет представлен проект.

7. Определение обязанностей

  • Как я это могу сделать?
  • Получение и обработка информации…
  • Наблюдение…
  • Сравнение…
  • Анализ…
  • Синтез…

Продумать обязанности, необходимые для реализации плана. Описать основное содержание каждой обязанности. Распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта.

Примечание! На этом этапе можно задать ученикам такие вопросы: “Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться (Интернет, справочники, художественная литература, учебники)?”.

8. Представление проекта (защита)

Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

10. Оценка проекта. Самоанализ

  • Что у меня получилось?
  • Что не получилось? Почему?

Определить основные критерии, подлежащие оценке. Перечень показателей и способов оценки. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер.

Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект “победил” в “какой-либо” номинации.

Какова роль учителя в работе учащихся над проектом?

Энтузиаст – повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону дстижения цели.
Специалист – обладает знаниями и умениями в нескольких областях.
Организатор- организует доступ к другим ресурсам и специалистам.
Руководитель – особенно в вопросах планирования времени.
Координатор- координирует весь групповой процесс.
Эксперт – даёт чёткий анализ результатов выполненного проекта.
Помощник- обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь.

Похожие записи

Комментарии:

Добавить комментарий