Образование в России сегодня переведено на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – для отечественной школы, – принципиально новый документ, определяющий задачи современной школы. Главной  задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной мыслить творчески, находить нестандартные решения, быть готовой обучаться в течение всей последующей жизни. Все эти навыки формируются со школьной скамьи. Учебный процесс в общеобразовательной школе должен строиться таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Таковым является социальный заказ государства общеобразовательной школе в современной России.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована  в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС Начального Общего Образования (НОО) 
  2. ФГОС Основного Общего Образования (ООО)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1-4 классы)
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5-9 классы)

Обращаем внимание! С данными документами возможно ознакомиться на официальном сайте: fgos.ru

Документы являются не столько нормативными, сколько методологическими. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.  В примерной основной образовательной  программе  прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

На уровне образовательной организации, на основе вышеуказанных документов, разрабатывается система локальных нормативных актов, призванных реализовать следующие функции нормативных документов: регулятивную, охранительную, поощрительную, воспитательную и оценочную. Иными словами, эти документы (приказы, положения, методические письма, программы и пр.) должны четко и внятно показать педагогам, учащимся и их родителям в каждой конкретной школе как в ней организована работа по обучению школьников элементам проектной и исследовательской деятельности: виды, типы занятий, команда педагогов, используемое оборудование, ответственность учителей, администрации и школьников, критерии оценки результатов и др.

Наиболее распространены в образовательных организациях следующие виды локальных нормативных актов:

  • Программа развития учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении в целом или на отдельной его ступени.
  • Положение об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении.
  • Положение о Школьном научном обществе учащихся и т.д.

Примеры подобных локальных актов представлены в приложении к теме. Они созданы школами для решения проблемы с учетом конкретной ситуации и ресурсов. Но могут быть использованы вами и администрациями ваших школ как модельные для разработки собственных локальных актов. Система нормативных актов по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности должна разрабатываться педагогическим коллективом совместно. Она должна стать элементом согласования и договоренностей.

 

Нормативная база организации исследовательской и проектной деятельности в школе

Комментарии:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest