Нормативная база организации исследовательской и проектной деятельности в школе

Образование в России сегодня переведено на Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения. ФГОС – для отечественной (советской) школы, – принципиально новый документ, определяющий задачи современной школы.

Главной  задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной мыслить творчески, находить нестандартные решения, быть готовой обучаться в течение всей последующей жизни.

Проектная деятельность преподавателей образовательных организаций является одним из наиболее эффективных дидактических средств активизации познавательного и творческого развития обучающегося, а также формирования их личностных качеств.

Учебный процесс в общеобразовательной школе должен строиться таким образом, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на различные жизненные ситуации. Таковым является социальный заказ государства общеобразовательной школе в современной России.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся регламентирована  в следующих нормативных документах:

  1. ФГОС Начального Общего Образования (НОО) 
  2. ФГОС Основного Общего Образования (ООО)
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа (1-4 классы)
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа (5-9 классы)

Обращаем внимание! С данными документами возможно ознакомиться на официальном сайте: fgos.ru

Документы являются не столько нормативными, сколько методологическими. Однако в них присутствует и нормативная составляющая: определено обязательное включение исследовательской и проектной деятельности в работу педагогов, в урочную и внеурочную деятельность, педагогические и материально-технические условия.  В примерной основной образовательной  программе  прописаны разнообразные варианты включения данных видов деятельности в практику школы.

На уровне образовательной организации, на основе вышеуказанных документов, разрабатывается система локальных нормативных актов, призванных реализовать следующие функции нормативных документов: регулятивную, охранительную, поощрительную, воспитательную и оценочную.

Иными словами, эти документы (приказы, положения, методические письма, программы и пр.) должны четко и внятно показать педагогам, учащимся и их родителям в каждой конкретной школе как в ней организована работа по обучению школьников элементам проектной и исследовательской деятельности: виды, типы занятий, команда педагогов, используемое оборудование, ответственность учителей, администрации и школьников, критерии оценки результатов и др.

Внутренняя нормативная база образовательной организации, необходимая для эффективной реализации исследовательской и проектной деятельности.

Наиболее распространены в образовательных организациях следующие виды локальных нормативных актов:

  • Программа развития учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении в целом или на отдельной его ступени.
  • Положение об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении.
  • Положение о Школьном научном обществе учащихся и т.д.

Примеры подобных локальных актов созданы школами для решения проблемы с учетом конкретной ситуации и ресурсов. Но могут быть использованы вами и администрациями ваших школ как модельные для разработки собственных локальных актов.

Система нормативных актов по организации проектной и учебно-исследовательской деятельности должна разрабатываться педагогическим коллективом совместно. Она должна стать элементом согласования и договоренностей.

Рекомендуемая литература

https://www.uchmag.ru/estore/e112107/

https://www.uchmag.ru/estore/e124330/

https://www.uchmag.ru/estore/e275719/

Вопросы

  1. Деятельность современной школы определяется следующим стандартом: САНПИН, ФГОС, СТОиРО.
  2. Проектная деятельность является дидактическим средством, наглядной агитацией, методическим пособием.
  3. Верно ли утверждение: Документы, нормирующие учебно-исследовательскую деятельность учебной организации должны разрабатываться директором.

Использованная литература и источники

  • Довженко Н. В. Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 13-15. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12518/ (дата обращения: 25.03.2020).
  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/http://www.consultant.ru/document/

Похожие записи

Комментарии:

Добавить комментарий