Современный урок иностранного языка в условиях введения стандарта второго поколения

«Мои ученики будут узнавать новое, не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрываться, развивать собственные идеи»
И.Г.Песталоцци (швейцарский педагог)

Любой урок должен нести громадный потенциал, заряд, позволяющий решать новые задачи, достигать новых успехов.

На сегодняшний день главной задачей для любого педагога является заинтересовать учащегося, влюбить его в свой предмет так, чтобы он осознал смысл в изучении своего предмета – иностранного языка.

Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок

Урок иностранного языка станет интересен тогда, и только тогда, когда он будет современен, когда он будет «актуален» как для учителя, так и для учащихся. Обратите внимание, именно «актуальным».

Актуальный (по С.И. Ожегову) – «важный, существенный для настоящего времени». Это означает, что при разработке современного урока обязательно должны закладываться основы для будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения определяют для учителей новые требования к достижению педагогических целей, отвечающие потребностям современного общества.

Что такое ФГОС?

Прежде всего, давайте разберёмся, что подразумевается под ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт – это совокупность правил и требований, которые должны последовательно реализовываться в начальных, средних, высших учебных заведениях, состоящих на госаккредитации.

Перефразируя определение, ФГОС – это образовательные программы для всех уровней обучения, которые содержат в себе нормы и стандарты для образовательных учреждений, требуемые государством. Разработка образовательных стандартов осуществляется в соответствии с актуальными и перспективными потребностями личности каждого гражданина, общества и государства в целом. Все ФГОС, а также изменения к ним, принимаются Министерством Образования и Науки РФ.

Разработка ФГОС
Разработка ФГОС

Таким образом, ФГОС в сегодняшней системе образования не являются фикцией или совершенно не обязательным процессом, а наоборот, именно федеральные стандарты подталкивают образовательные учреждения и педагогов к формированию единого образовательного пространства на всей территории Российской Федерации.

ФГОС в изучение иностранных языков: цели и задачи

Формулировка целей и задач ФГОС второго поколения мало изменилась по отношению к первому поколению. Давайте вместе постараемся разобраться с тем, какие же цели и задачи ставит стандарт второго поколения.

Главная цель современного урока иностранного языка по требованиям реализации ФГОС – коммуникативная компетенция, включающая в себя языковую и социокультурную компетенции.

Чтобы достичь заявленную цель обучения, нам необходимо сначала разобраться в специфике самого предмета «иностранный язык»:

  1. иностранный язык является средством общения в обычных ситуациях;
  2.  при изучении иностранного языка обучающиеся получают представление о культуре других стран через язык.

В процессе обучения иностранному языку закладывается личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса.

Соответственно, из цели урока вытекает одна из самых главных задач: научить учащихся общаться на иностранном языке, высказывать своё мнение о том, что их окружает и волнует. Учителю необходимо создать такие условия, в которых обучающиеся действительно начнут говорить, а не механически выполнять набор упражнений для того, чтобы когда-то в отдалённом будущем заговорить на иностранном языке.

Примечание: Предлагаем пройти дистанционный курс, где вы сможете более подробно разобраться с разработкой современного урока иностранного языка по ФГОС. Ознакомиться с курсом, а так же записать на курс возможно ЗДЕСЬ.

Для стимулирования развития коммуникативных навыков, нужно подобрать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать заявленной цели.

Неоценимую помощь в рамках ФГОС окажет использование на уроках иностранного языка:

  • договорок и песен;

Примечание: С большой коллекцией песен и договорок на английском языке Вы можете познакомиться в разделе «Песни» и «Договорки».

  • обучающих короткометражных фильмов, сериалов и мультфильмов;

Примечание: Ознакомиться с подборкой обучающихся видеоматериалов, сериалов и фильмов, сказок и мультфильмов можно в разделе «Видео и мультфильмы».

  • компьютерных программ;
  • использование на уроках активных методов обучения (АМО);
  • использование электронных образовательных ресурсов;
  • проектная и исследовательская деятельность;
  • и т.д.

ФГОС направлены на пробуждение интереса учащихся к предмету, повышение мотивации к учению, способствованию развитию социокультурной компетенции учащихся. У обучающихся вырабатывается практическая потребность в использовании иностранного языка в повседневной жизни, но не в качестве таким образом, чтобы владение языком считалось не чем-то выдающимся, а совершенно естественным для всех выпускников вне зависимости от того, чем они планируют заняться в будущем. То есть, правильное применение на практике ФГОС должно создать такой импульс в процессе изучения предмета, что его применение на практике станет естественным и гармоничным. Так иностранный язык станет для обучающегося вторым родным.

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Уроки, в отличие от классической системы обучения, должны строиться по совершенно иной схеме.

Развитие обучающегося при пассивном восприятии учебного материала невозможно с максимальной отдачей, с максимальным коэффициентом полезного действия.
Обучающийся должен стать живым участником образовательного процесса. Только собственное активное действие станет базой, основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, стимулирующих активное действие.

Второй и не менее значимой задачей современного урока в целом и урока иностранного языка в частности – дать возможность обучающимся самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, а также оценивать свою работу, свои достижения.

Таким образом, осуществляется процесс постепенного перехода от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной с поэтапной работой со знаниями:

  • в начальной школе у обучающихся формируются первичные навыки самостоятельного поиска знаний,
  • в основной школе обучающиеся учатся самостоятельно осуществлять навигацию по освоенным предметным знаниям при решении конкретных задач,
  • в старшей школе обучающиеся получают возможность применять полученные знания в учебной, проектной и учебно-исследовательской деятельности на предпрофессиональном уровне подготовки.

Общие требования к современному уроку по ФГОС

Общие требования к современному уроку по ФГОС
Общие требования к современному уроку по ФГОС

ФГОС второго поколения, поднимая требования к результатам обучения, даёт нам возможность взглянуть на урок совершенно в другом разрезе, открывает дорогу воплощению новых творческих идей. Тем не менее, ФГОС не отменяет традиционные приемы и методы работы. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями.

ФГОС требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо давать традиционный урок, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать современный урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Список использованных источников

  1.  Дусавицкий А.К. Урок в развивающем обучении [Текст]: книга для учителя / А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунов. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2008.
  2. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию [Текст] / О.Н. Мангутова // Интернет-журнал “Эйдос”. – 2010 / http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru.
  3. Сафонова, В.П. Современный урок иностранного языка [Текст] / В.П. Сафонова. – М. : Учитель, 2011.
  4. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. [Текст] : базовый курс лекций / Е.Н.Соловова. – М. : Просвещение, 2005
  5. Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения [Электронный ресурс] : Версия 1.0 / А.В. Хуторской. – М. : Центр дистанционного образования “Эйдос” /  http://eidos.ru; e-mail: info@eidos.ru
  6. Шубина, Т.И. Деятельностный метод в школе  [Электронный ресурс] / Т.И. Шубина  / http://festival.1september.ru/articles/527236/

Навигация: Раздел Учителю » Подраздел ФГОС и урок

Похожие записи

Комментарии:

Добавить комментарий