Классификация сервисов Веб 2.0

Многие учителя уже давно широко используют в своей работе различные электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Используют на уроках, во внеклассной работе, в повседневной педагогической деятельности. Но многие даже не подозревают о существовании огромного информационного пласта – социальные сетевые сервисы, – которые интересны и педагогам и детям.

Сервисы Веб 2.0 (Web 2.0)

Веб 2.0 (Web 2.0) или “социальные сетевые сервисы»- этого термина не существовала ещё 11 лет назад, а сегодня поисковая система Google выдаёт 179 000 000 результатов поиска, Yandex – 58 миллионов.

В настоящее время популярность термина «Web 2.0» набирает обороты. Термин обязан своим происхождением стороннику движения за свободное программное обеспечение и открытый исходный код, Тиму О’Рейли. Термин прозвучал в статье от 30 сентября 2005 года, «What Is Web 2.0»,  впервые опубликованной на русском языке в журнале «Компьютерра» (октябрь 2005), где автор рассматривает тенденции развития всемирной паутины и особенности современных интернет-сообществ.

Определение Тима О’Рейли: Web 2.0 – методика проектирования систем, которые путём учёта сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.

Сервисы Веб 2.0 – это второе поколение сетевых сервисов, которые позволяют пользователям не только осуществлять серфинг и публикацию в сети Интернет, но и работать и размещать в сети текстовую и медийную информацию совместно с другими пользователями, поддерживать социальные отношения с другими пользователями, выражать свое отношение к событиям и социальным явлениям. Термин отмечает растущий уровень наших технологических достижений и возможностей, которые эти достижения открывают перед практикой.

Web 2.0… За этим коротким словом скрываются онлайн-сервисы, которые необходимы в работе каждого учителя. Среди них можно найти занятия на любой вкус: создание онлайн-презентаций, фотоальбомов, создание учебных фильмов и видеоклипов, обработка и запись звуков, работа с текстовыми документами, электронными таблицами, пиксельной и векторной графикой и т.д.

Сервисы Веб 2.0 отличает несколько общих черт:

  • Простота использования. Сервисы отличает интуитивное понятие и принятие. Иначе ими просто не станут пользоваться.
  • Доступность и надёжность. Все качественные сервисы Веб 2.0 имеют штатную службу поддержки высокой квалификации, задача которой обеспечить стабильную и непрерывную работу сервиса.
  • Возможность создавать собственный контент как индивидуально, так и коллективно. Подразумевается как совместная работа надо документами, так и система комментирования, выражения симпатий, благодарностей и т.п.
  • Возможность использовать собранный материал оффлайн и/или онлайн. Сервисы позволяют создавать оффлайн-версии проектов либо позволяют создавать код для интеграции проектов с внешними сервисами и средами.

Основными характеристиками сервисов Веб 2.0 являются:

  • Социальность. Вовлечение большого количества людей (из определения: «тем лучше, чем больше людей ими пользуется»).
  • Интерактивность. Участие вовлеченных людей в процессе создания контента. Чем больше проходит итераций вовлечения, тем более качественным становится контент (материал).

Е.Д. Патаракин [1] установил, что с помощью Веб 2.0 можно организовать следующую коллективную деятельность:

  • совместный поиск и хранение информации;
  • совместное использование фотоматериалов;
  • создание и совместное использование медиа-материалов;
  • совместное создание и редактирование гипертекстов;
  • совместное редактирование и использование в сети текстовых документов, электронных таблиц, презентаций и других документов;
  • совместное редактирование и использование карт и схем.

Классификация социальных сервисов Веб 2.0

Сервисы Веб 2.0 многогранны и разнообразны. Поэтому существует большое количество классификации сервисов. Общепринятой является функциональная классификация, которую мы и приведем:

  • Создание и совместное редактирование документов (GoogleDocs, Wikipedia и прочие энциклопедии на основе Wiki)
  • Ведение сетевого дневника, блога (LiveJoiurnal, Blogger, Tumblr), микроблога (Twitter)
  • Совместное хранение закладок (Delicious, Яндекс.Закладки, Google Закладки)
  • Сервисы размещения и хранения фотографий (фотохостинги) (Instagram, Flickr, Яндекс.Фотки)
  • Создание и размещение презентаций (Slideshare)
  • Создание и размещение карт знаний (MindMeister)
  • Размещение видео (YouTube, видеокасты и скринкасты)
  • Размещение аудио (SoundCloud, различные подкасты)
  • Общение по интересующим темам в группах и пабликах социальных сетей (VKontakte, Одноклассники, Facebook, Mail.ru), тематических форумах или блогах и т.д.

Влияние сервисов Веб 2.0 на урочную и внеурочную деятельность учителя также широко и многогранно, как и многогранны сами сервисы Веб 2.0. В системе образования можно разделить сервисы на три большие подгруппы: подготовка к занятиям, процесс обучения и оценка и контроль знаний.

Детальней о делении сервисов Веб 2.0 в системе образования:

I. Подготовка к занятиям

  • Планирование учебных занятий (например, MindMeister)
  • Поиск учебных и дидактических материалов (поисковые системы, электронные энциклопедии, сервисы закладок)
  • Подготовка учебных материалов (GoogleDocs)
  • Хранение учебных, дидактических материалов (DropBox)
  • Распространение учебных материалов (GoogleDocs, Slideshare, YouTube)

II. Обучение

  • Проведение аудиторных занятий в урочной и внеурочной деятельности (видеоматериалы, презентации, видеоконференции)
  • Организация совместной работы для группы учеников (социальные сети, GoogleDocs)
  • Внеаудиторная работа учеников (блогосервисы, социальные сети, микроблоги)
  • Информационное обеспечение учебного процесса (планирование событий с помощью группового календаря Google Сalendar, коммуникация через Google Talk, Skype, ICQ и аналогичные сервисы)

III. Оценка и контроль знаний

  • Подготовка и проведение контрольных мероприятий (групповой календарь, блоги, инструментов совместной работы)
  • Сервисы тестирования (QuizMaker)
  • Организация приема и проверки работ (программы для выявления фактов плагиата, например, Advego Plagiatus).

В дополнение предлагаем Вам свою классификацию сервисов Веб 2.0. На наш взгляд она удобнее и практичнее.

Подробнее: Ознакомиться с классификацией социальных сервисов Веб 2.0

Естественно, выбор того или иного сервиса определяется поставленной перед преподавателем целью. В рамках компетентностного подхода можно разбить данные сервисы по группам, соответствующим развитию учебных компетенций, к примеру, познавательной, коммуникативной, информационной, социальной и пр.

Использованная литература и источники

1. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю / Е. Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с. (Учебно-методическое пособие)
2. «What Is Web 2.0», Tim O’Reilly, 30.09.2005г.

Похожие записи

Комментарии:

Добавить комментарий