В свете внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основной задачей школы является организация целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка.

В соответствии с положениями ФГОС «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой — системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».

Таким образом, в образовательный процесс учебного заведения в связи с внедрением ФГОС второго поколения водятся новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.

Что такое ЭОР?

В соответствии с ГОСТ Р 52653-200 под электронным образовательным ресурсом понимается «образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них».

ЭОР – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним можно отнести электронные издания, информацию на машиночитаемых носителях и ту, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной.

Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы национального проекта «Образование» именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитолы или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

Согласно ФГОС, каждое образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных.

Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Использование ЭОР в учебном процессе возможно в виде:

  • Коллективная демонстрация интерактивных образовательных продуктов.
  • Работа с ЭОР на персональном компьютере учащегося.
  • Самостоятельная учебная деятельность.

Используя электронные образовательные ресурсы сети Интернет на уроках иностранного языка, можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:

  • формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  • совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных преподавателем;
  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных преподавателем или кем-то из учащихся материалов сети;
  • пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного иностранного языка, отражающего определённый этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества.
  • кардинальное повышение значимости самостоятельной образовательной деятельности благодаря расширению ее функционала и росту эффективности при использовании активно-деятельностных, личностно-ориентированных форм обучения.
  • увеличение времени общения с учащимися, переход от вещания к дискуссии, коллективному анализу и совместным исследованиям.
  • выход участников образовательного процесса на новый уровень взаимодействия благодаря полнофункциональной компьютерной поддержке замкнутого учебного цикла и возможности коллективной образовательной деятельности, что соответствует требованиям нового стандарта.

Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием Электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

При применении ИКТ на уроках иностранного языка, особое значение стоит уделить качеству работы учителя-предметника, которое во многом зависит от его готовности и способности применять электронные образовательные ресурсы (ЭОР) на своих уроках.

В соответствии с «Федеральным государственным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») учитель должен обладать рядом общекультурных и профессиональных компетенций. В частности, он должен уметь:

  • понимать значение культуры, как формы человеческого существования, и руководствоваться современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;
  • использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
  • работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • применять современные методики и технологии, в том числе и информационные для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной ступени конкретного образовательного учреждения;
  • использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
  • организовать сотрудничество обучающихся и воспитанников.

Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, энциклопедии, тренажеры, виртуальные коллективные среды, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов.

Наиболее эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. В соответствии с межгосударственным стандартом ГОСТ 7.23-2001 лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.

В настоящий момент в сети Интернет существует множество ЭОР на различных хостингах и порталах.  Центральными хранилищами электронных образовательных ресурсов нового поколения являются:

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) (http://fcior.edu.ru);
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК)
    (http://school-collection.edu.ru).

Они дают возможность осуществлять на уроках индивидуальный и дифференцированный подход в преподавании, что и требуется по ФГОС. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий. Но следует учитывать, что и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При условии систематического использования ЭОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Использование ЭОР на уроках иностранного языка предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах.

Дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Внедрение компьютерных технологий на уроках английского языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству преподавателя с учащимися, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронных ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий. Таким образом, использование ЭОР позволяет сделать структуру современных уроков динамичной с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность.

Электронно-образовательные ресурсы

Комментарии:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest