Сегодняшняя система образования базируется на ФГОСФедеральных государственных образовательных стандартах. Устанавливаются они в соответствии с требованиями 7-й статьи «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ» всех уровней образования от начального до высшего образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Каждый стандарт включает в себя требования:

  1. К результатам освоения основной образовательной программы.
  2. К структуре и объёму основной программы образования.
  3. К условиям реализации основной образовательной программы.

Основной целью взаимосвязи между ФГОС разного уровня образования является обеспечение преемственности основных методик и программ для начального, основного, среднего и профессионального образования.

Каждый предметный раздел ФГОС отражает необходимость использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве инструмента познавательной деятельности учащихся. Реализовать ИКТ возможно с помощью информатизации образования.

Что же такое информатизация образования?

Официальное определение:

Информатизация образования – отрасль педагогической науки, интегрирующая психолого-педагогические, социальные, физиолого-гигиенические, технико-технологические научно-практические исследования, обеспечивающая сферу образования теорией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических, программно-технологических разработок, ориентированных на реализацию дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий, применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях [1].

В общепринятом смысле, информатизация образования — разработка методологии и практики разработки и оптимального использования средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также внедрение данных методик в образовательную среду.

Цели информатизации образования

Можно выделить три основных цели информатизации образования:

  1. Повышение эффективности образования.
  2. Повышение гибкости и доступности образования.
  3. Развитие информационной культуры.

Таким образом можно говорить о том, что информатизация образования направлена на развитие навыков использования информационных технологий, повышение культуры и качество образования, повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов на рынке труда, выполнения социального образовательного заказа.

Предпосылки возникновения и развития информатизации образования

Первые представления об ИКТ-насыщенной образовательной среде были использованы в федеральном проекте 2004-го года «Информатизация системы образования».

Классическая школа не была готова к созданию ИКТ-среды, а педагоги в большинстве своём не обладали достаточной ИКТ-компетентностью. Однако, новое время диктует новые подходы в образовании.

С появлением ФГОС ИКТ-компетентность стала обязательным условием ведения педагогической деятельности на современном уровне.

ЭОР, как элемент информатизации образования

Сегодня информационно-образовательная среда представляет собой совокупность инструментальных средств и электронных ресурсов, обеспечивающих совместно реализацию образовательной деятельности на основе ИКТ. С компьютерами и периферией всё достаточно понятно, остановимся на определении электронного ресурса в системе образования.

«Электронно-образовательный ресурс (ЭОР) — образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [ГОСТ Р 53620-2009].

По своему назначению ЭОР могут быть классифицированы на две группы:

  1. Информационные источники. Различные виды информационных объектов: тексты, изображения, видео, аудио (простые информационные источники); энциклопедии и прочие совокупности простых источников, связанные гиперссылками (комплексные информационных источники).
  2. Информационные инструменты учебной деятельности. Программный или программно-аппаратный продукт, позволяющий учителю (или ученику) воздействовать на информационные источники.

Информационные инструменты в свою очередь могут быть разделены по своему назначению на три подгруппы:

  1. Общепользовательские инструменты, используемые как учителями, так и учениками в процессе обучения. Почтовые клиенты, веб-браузеры, видеоплееры, программы для просмотра изображений и т.д.
  2. Специализированные образовательные инструменты, предназначенные для учителей и учеников. Конструктивные творческие среды, тренажёры, среды визуализации информации, среды для программирования управляемых устройств и прочие инструменты, которые могут быть использованы в образовательной среде.
  3. Инструменты для организации образовательного процесса. Используются учителями. Электронные журналы, инструменты подготовки заданий для учащихся, управление компьютерами учащихся, инструменты организации и проведения урока и пр.

 

Использованная литература

[1] Роберт И.В., Лавина Т.А. и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2012. – 96 c.

[2] Типология электронных образовательных ресурсов как основополагающего компонента информационно-образовательной среды (http://msk.ito.edu.ru/2012/section/188/95548/)

Информатизация образования в соответствии с требованиями ФГОС

Комментарии:

Добавить комментарий

Pin It on Pinterest